1. В чем состоят преимущества и недостатки табличного представления баз данных?2. В чем состоят преимущества и недостатки представления баз данных с

использованием формы?3. Что такое запись и что такое поле в базе данных?4. Поля каких типов могут присутствовать в базе данных?5. Существует ли разница между базой данных и СУБД?6. Какие приложения могут выполнять функции простой СУБД?

Помогите,пожалуйста с тестом по информатике! Это срочно! Даю 30 баллов!

1.Примером документальной базы данных является база данных,содержащая:
а)законодательные акты
б)Сведения о кадровом составе учреждения
в)Сведения о финансовом состоянии учреждения
2.База данных - это...
а)Страница классного журнала
б)Каталог файлов,хранимых на диске
в)Расписание поездов
г)Электронная таблица

б) Вектор
в) Генеалогическое древо
г) Двумерная таблица

б) Автоматически нумеруются
в) Именуются по правилам,специфичным для каждой конкретной СУБД
г) Нумеруются по правилам,специфичным для каждой конкретной СУБД
а) Одного из полей
б) Одной записи
в) Нескольких записей
г) Всех записей
а) Неоднородная информация(данные разных типов)
б) Исключительно однородная информация(данные только одного типа)

8. Значение выражения 0,7-3>
а) Числовому
б) Логическому
в) Строковому
г) Целому
9. Система управления базами данных(СУБД) - это...
10. Модель отражает:


д) Все существенные признаки
а) Текстовую
б) Математическую
в) Структурную
г) Табличную
д) Графическую

в) Моделирующего субъекта;цели моделирования и моделируемого объекта

13. Рисунки,карты,чертежи,диаграммы,схемы,графики представляют собой модели следующего вида:
а) Табличные информационные
б) Математические модели
в) Натурные



Помогите, пожалуйста с тестом по информатике! Хоть что-то! Это срочно! Даю 40 баллов!

1.Примером документальной базы данных является база данных, содержащая:
а) законодательные акты
б) Сведения о кадровом составе учреждения
в) Сведения о финансовом состоянии учреждения
2.База данных - это.. .
3.Примером иерархической базы данных является
а) Страница классного журнала
б) Каталог файлов, хранимых на диске
в) Расписание поездов
г) Электронная таблица
4.Наиболее точным аналогом реляционной базы данных может служить:
а) Неупорядоченное множество данных
б) Вектор
в) Генеалогическое древо
г) Двумерная таблица
5. Поля реляционной базы данных
а) Именуются пользователем произвольно с определенными ограничениями
б) Автоматически нумеруются
в) Именуются по правилам, специфичным для каждой конкретной СУБД
г) Нумеруются по правилам, специфичным для каждой конкретной СУБД
6.Структура реляционной базы данных меняется при удалении:
а) Одного из полей
б) Одной записи
в) Нескольких записей
г) Всех записей
7.В записи реляционной базы данных может содержаться:
а) Неоднородная информация (данные разных типов)
б) Исключительно однородная информация (данные только одного типа)
в) Только текстовая информация
г) Исключительно числовая информация
8. Значение выражения 0,7-3>2 относится к следующему типу данных:
а) Числовому
б) Логическому
в) Строковому
г) Целому
9. Система управления базами данных (СУБД) - это.. .
10. Модель отражает:
а) Все существующие признаки объекта
б) Некоторые из всех существующих
в) Существенные признаки в соответствии с целью моделирования
г) Некоторые существенные признаки объекта
д) Все существенные признаки
11. При описании отношений между элементами системы удобнее всего использовать информационную модель следующего типа:
а) Текстовую
б) Математическую
в) Структурную
г) Табличную
д) Графическую
12. Понятие модели имеет смысл при наличии:
а) Моделирующего субъекта и моделируемого объекта
б) Цели моделирования и моделируемого объекта
в) Моделирующего субъекта; цели моделирования и моделируемого объекта
г) Цели моделирования и двух различных объектов
д) Желания сохранить информацию об объекте
13. Рисунки, карты, чертежи, диаграммы, схемы, графики представляют собой модели следующего вида:
а) Табличные информационные
б) Математические модели
в) Натурные
г) Графические информационные
д) Иерархические информационные
14. Суть основного тезиса формализации состоит в принципиальной возможности:
а) Представления информации на материальном носителе
б) Передачи информации от одного объекта к другому
в) Обработка информации человеком
г) Хранение информации в памяти компьютера
д) Разделение объекта и его обозначения

Ключевые слова:

  • таблица типа «объекты-свойства»
  • таблица типа «объекты-объекты-один»
  • вычислительная таблица
  • взаимно однозначное соответствие

Правила оформления таблицы

Для описания ряда объектов, обладающих одинаковыми наборами свойств, наиболее часто используются таблицы.

Вам хорошо известно табличное представление расписания уроков, в табличной форме представляются расписания движения автобусов, самолётов, поездов и многое другое.

Представленная в таблице информация наглядна, компактна и легко обозрима.

В таблице может содержаться информация о различных свойствах объектов, об объектах одного класса и разных классов, об отдельных объектах и группах объектов.

Необходимо соблюдать следующие правила оформления таблиц.

  1. Заголовок таблицы должен давать представление о содержащейся в ней информации.
  2. Заголовки столбцов и строк должны быть краткими, не содержать лишних слов и, по возможности, сокращений.
  3. Для числовых величин в таблице должны быть указаны единицы измерения. Если они общие для всей таблицы, то указываются в заголовке таблицы (либо в скобках, либо через запятую после названия). Если единицы измерения различаются, то они указываются в заголовках соответствующих строк или столбцов.
  4. Желательно, чтобы все ячейки таблицы были заполнены. При необходимости в них заносят следующие условные обозначения:
      ? - данные неизвестны;
      х - данные невозможны;
      ↓ - данные должны быть взяты из вышележащей ячейки.

Для того чтобы на основании информации, представленной в текстовой форме, составить табличную модель, необходимо:

  1. выделить в тексте имена объектов, имена свойств объектов и значения свойств объектов;
  2. уточнить структуру таблицы;
  3. заполнить таблицу, перенеся в неё информацию из текста.

При выделении в тексте имён объектов, имён свойств и их значений удобно подчёркивать их разными линиями. Договоримся подчёркивать имена объектов прямой, имена свойств - двойной, а значения свойств - пунктирной линией.

Например:

    Столица Франции - Париж.
    Глубина озера - 3 м.
    Имя девочки - Маша.

Каждое из рассмотренных в этих примерах свойств («столица», «глубина», «имя») характеризует только один объект. Такие свойства будем называть одиночными.

Очень часто свойство характеризует сразу пару объектов. Такое парное свойство договоримся подчёркивать тройной линией.

Например:

    Расстояние от Москвы до Чебоксар - 600 км.
    У Вовы по истории оценка «четыре»..

Таблица типа «объекты-свойства» (ОС)

Таблица типа «объекты-свойства» - это таблица, содержащая информацию о свойствах отдельных объектов, принадлежащих одному классу (рис. 32).

Рис. 32

Количество строк в таблице зависит от количества имеющихся объектов, а количество столбцов - от количества рассматриваемых свойств.

Пример 1

Таблица 3.
Города Золотого кольца России

В таблице 3 приведена информация о некоторых древних русских городах, хранящих уникальные памятники нашей культуры и истории и образующих всемирно известное Золотое кольцо России. Эта информация отражена в заголовке таблицы.

В таблице представлены объекты «Владимир», «Кострома», «Переславль-Залвеский» и «Гусь-Хрустальный», принадлежащие классу «город». Для каждого объекта приведены значения свойств «год основания», «основатель» и «достопримечательность», выраженные числами и словами.

В маленьких таблицах (из 3-4 строк) объекты можно перечислять в произвольном порядке. Если объектов в таблице много, то располагать их надо в некотором осмысленном порядке, согласно некоторому правилу. Например, в таблице 3 города могут быть перечислены: в алфавитном порядке по возрастанию или убыванию годов их основания.

Если в таблице типа ОС свойств больше, чем объектов, то её можно «повернуть набок» - строки превратить в столбцы, а столбцы - в строки.

Что именно располагать в заголовках строк и в заголовках столбцов - объекты или свойства, - зависит от конкретной таблицы. Как правило, таблица, в которой много строк и мало столбцов бывает удобней, чем таблица, содержащая мало строк, но много столбцов.

Таблица типа «объекты-объекты-один» (ООО)

Таблица типа «объекты-объекты-один» - это таблица, содержащая информацию о некотором одном свойстве пар объектов, чаще всего принадлежащих разным классам.

Общий вид таблиц типа ООО показан на рис. 33.

Рис. 33

В этой таблице заголовоки столбцов имеют сложную (двухъярусную) структуру.

Пример 2

Таблица 4

Таблица типа ООО может быть «повернута на бок» - строки превращены в столбцы, а столбцы - в строки (табл. 5).

Таблица 5
Оценки по информатике учеников 6 класса

В таблице типа ООО фиксируется одно свойство пары объектов, поэтому в её ячейках всегда содержатся значения одного типа: или числа, или слова, или графические изображения.

Пример 3

В таблице «Расстояния между городами» представлены расстояния между парами объектов, принадлежащих одному классу «город», поэтому объекты этого класса занесены и в строки, и в столбцы таблицы. В результате головка таблицы «теряет» один уровень, и сама таблица выглядит проще (табл. 6). Эта таблица также относится к типу ООО.

Таблица 6

Подобные таблицы есть в атласах автомобильных дорог. Правда, там они оформляются так (табл. 7).

Таблица 7
Расстояния между городами (км)

Пример 4

Таблица 8
Увлечения учеников 6 класса

По таблице 8 можно получить представление о том, чем увлекаются ученики 6 класса, какие кружки и секции они посещают. Если ученик увлекается танцами, спортом или компьютерной графикой (посещает соответствующий кружок или секцию), то в ячейку ставится 1, а если нет - 0.

Важная особенность этой таблицы состоит в том, что в ней фиксируются не количественные (сколько?), а качественные свойства (наличие или отсутствие связи между объектами).

Вычислительные таблицы

Вычислительными будем называть такие таблицы, в которых значения некоторых свойств вычисляются с использованием значений других свойств из этой же таблицы.

Пример 5

Таблица 9
Подарочный набор для первоклассника

Эта таблица относится к типу ОС. Значения в графе «Стоимость» вычислены по формуле: цена х количество.

Последнюю строку этой таблицы будем называть итоговой. Она предназначена для записи итогов. Итоговая строка имеет заголовок «Итого:» или «Всего:».

В ячейках итоговой строки размещают суммы чисел из соответствующих столбцов. Но эти суммы должны иметь смысл. Так, если сложить все числа в столбце «Количество», то мы узнаем общее количество предметов, входящих в подарочный набор. Общая стоимость набора находится суммированием всех чисел, стоящих в столбце «Стоимость». А вот сумма по столбцу «Цена» не имеет никакого смысла.

Пример 6

Собираясь на пляж, веселые человечки решили запастись прохладительными напитками. Незнайка взял с собой 2 литра кваса, 1 литр газировки и 1 литр малинового сиропа, Пончик - 3 литра газировки и 2 литра малинового сиропа, Торопыжка - 2 литра газировки, доктор Пилюлькин - 1 литр кваса и 1 литр касторки. Сколько литров напитков каждого вида взяли все человечки вместе? Сколько всего литров напитков взял с собой каждый из человечков? Сколько всего литров напитков взяли все человечки вместе?

Представим имеющуюся информацию о парах объектов классов «человечек» - «напиток» в таблице типа ООО. В этом случае свойством пары объектов будет количество (в литрах) напитка, запасённого человечком.

Таблица 10

Ответ на первый вопрос находится в итоговом столбце таблицы (он имеет заголовок «Всего»). Ответ на второй вопрос - в итоговой строке. Ответ на третий вопрос находится в нижней правой ячейке - на пересечении итоговой строки и итогового столбца.

Обратите внимание, что последнее число может быть получено двумя способами. Узнать, сколько всего напитков взяли с собой человечки, можно, если сложить количество напитков, взятых Незнайкой, Пончиком, Торопыжкой и Пилюлькиным (суммирование по итоговой строке). Это же число будет получено, если сложить взятое человечками количество кваса, газировки, малинового сиропа и касторки (суммирование по итоговому столбцу). Эту особенность числа, стоящего в правой нижней ячейке таблицы, можно использовать для контроля своих вычислений.

Решение логических задач с помощью нескольких таблиц

Объекты двух классов могут находиться в отношении взаимно однозначного соответствия. Это значит, что:

  1. в этих множествах одинаковое количество объектов;
  2. каждый объект первого множества связан заданным свойством только с одним объектом второго множества;
  3. каждый объект второго множества связан заданным свойством только с одним объектом первого множества.

В соответствующей таблице типа ООО в каждой строке и каждом столбце будет находиться только одна 1, фиксирующая наличие связи между объектами. Это свойство можно использовать при решении логических задач.

Пример 7

Маша, Оля, Лена и Валя - замечательные девочки. Каждая из них играет на каком-нибудь музыкальном инструменте и говорит на одном из иностранных языков. Инструменты и языки у них разные. Маша играет на рояле. Девочка, которая говорит по-французски, играет на скрипке. Оля играет на виолончели. Маша не знает итальянского языка, а Оля не владеет английским. Лена не играет на арфе, а виолончелистка не говорит по-итальянски. Нужно определить, на каком инструменте играет каждая из девочек и каким иностранным языком она владеет.

В задаче рассматриваются объекты классов «девочка» (объекты с именами «Маша», «Оля», «Лена» и «Валя»), «музыкальный инструмент» («рояль», «скрипка», «виолончель», «арфа») и «иностранный язык» («французский», «немецкий», «английский», «итальянский»). Пары образуются из объектов классов «девочка» - «музыкальный инструмент», «девочка» - «иностранный язык», «музыкальный инструмент» - «иностранный язык», причем между объектами этих классов существует взаимно однозначное соответствие (рис. 34).

Рис. 34

В условии задачи явно указано наличие или отсутствие связи между некоторыми объектами рассматриваемых классов.

Можно построить две отдельные таблицы типа 000 для пар «девочка - музыкальный инструмент» и «девочка - иностранный язык». Более удобно соединить их в одну таблицу (табл. 11). Наличие свойства у пары объектов «девочка играет на музыкальном инструменте» («девочка владеет иностранным языком») будем обозначать 1, а его отсутствие - 0.

В рассматриваемом примере удобно вначале заполнить верхнюю часть таблицы на основании той информации, что между множеством девочек и множеством музыкальных инструментов существует взаимно однозначное соответствие, а также что:

Маша играет на рояле;
Оля играет на виолончели;
Лена не играет на арфе.

Таблица 11

Теперь, учитывая связи, зафиксированные в первой части таблицы, приступим к заполнению её второй части, используя данные из условия задачи:

Девочка, которая говорит по-французски, играет на скрипке.
Маша не знает итальянского языка, а Оля не владеет английским.
Виолончелистка не говорит по-итальянски.

Таблица 12

Таким образом, увлечения Маши - рояль и английский, Оли - виолончель и немецкий, Лены - скрипка и французский, Вали - арфа и итальянский.

1. В чем состоят преимущества и недостатки табличного представления баз данных?2. В чем состоят преимущества и недостатки представления баз данных с

использованием формы?3. Что такое запись и что такое поле в базе данных?4. Поля каких типов могут присутствовать в базе данных?5. Существует ли разница между базой данных и СУБД?6. Какие приложения могут выполнять функции простой СУБД?

Помогите,пожалуйста с тестом по информатике! Это срочно! Даю 30 баллов!

1.Примером документальной базы данных является база данных,содержащая:
а)законодательные акты
б)Сведения о кадровом составе учреждения
в)Сведения о финансовом состоянии учреждения
2.База данных - это...
а)Страница классного журнала
б)Каталог файлов,хранимых на диске
в)Расписание поездов
г)Электронная таблица

б) Вектор
в) Генеалогическое древо
г) Двумерная таблица

б) Автоматически нумеруются
в) Именуются по правилам,специфичным для каждой конкретной СУБД
г) Нумеруются по правилам,специфичным для каждой конкретной СУБД
а) Одного из полей
б) Одной записи
в) Нескольких записей
г) Всех записей
а) Неоднородная информация(данные разных типов)
б) Исключительно однородная информация(данные только одного типа)

8. Значение выражения 0,7-3>
а) Числовому
б) Логическому
в) Строковому
г) Целому
9. Система управления базами данных(СУБД) - это...
10. Модель отражает:


д) Все существенные признаки
а) Текстовую
б) Математическую
в) Структурную
г) Табличную
д) Графическую

в) Моделирующего субъекта;цели моделирования и моделируемого объекта

13. Рисунки,карты,чертежи,диаграммы,схемы,графики представляют собой модели следующего вида:
а) Табличные информационные
б) Математические модели
в) Натурные



Помогите, пожалуйста с тестом по информатике! Хоть что-то! Это срочно! Даю 40 баллов!

1.Примером документальной базы данных является база данных, содержащая:
а) законодательные акты
б) Сведения о кадровом составе учреждения
в) Сведения о финансовом состоянии учреждения
2.База данных - это.. .
3.Примером иерархической базы данных является
а) Страница классного журнала
б) Каталог файлов, хранимых на диске
в) Расписание поездов
г) Электронная таблица
4.Наиболее точным аналогом реляционной базы данных может служить:
а) Неупорядоченное множество данных
б) Вектор
в) Генеалогическое древо
г) Двумерная таблица
5. Поля реляционной базы данных
а) Именуются пользователем произвольно с определенными ограничениями
б) Автоматически нумеруются
в) Именуются по правилам, специфичным для каждой конкретной СУБД
г) Нумеруются по правилам, специфичным для каждой конкретной СУБД
6.Структура реляционной базы данных меняется при удалении:
а) Одного из полей
б) Одной записи
в) Нескольких записей
г) Всех записей
7.В записи реляционной базы данных может содержаться:
а) Неоднородная информация (данные разных типов)
б) Исключительно однородная информация (данные только одного типа)
в) Только текстовая информация
г) Исключительно числовая информация
8. Значение выражения 0,7-3>2 относится к следующему типу данных:
а) Числовому
б) Логическому
в) Строковому
г) Целому
9. Система управления базами данных (СУБД) - это.. .
10. Модель отражает:
а) Все существующие признаки объекта
б) Некоторые из всех существующих
в) Существенные признаки в соответствии с целью моделирования
г) Некоторые существенные признаки объекта
д) Все существенные признаки
11. При описании отношений между элементами системы удобнее всего использовать информационную модель следующего типа:
а) Текстовую
б) Математическую
в) Структурную
г) Табличную
д) Графическую
12. Понятие модели имеет смысл при наличии:
а) Моделирующего субъекта и моделируемого объекта
б) Цели моделирования и моделируемого объекта
в) Моделирующего субъекта; цели моделирования и моделируемого объекта
г) Цели моделирования и двух различных объектов
д) Желания сохранить информацию об объекте
13. Рисунки, карты, чертежи, диаграммы, схемы, графики представляют собой модели следующего вида:
а) Табличные информационные
б) Математические модели
в) Натурные
г) Графические информационные
д) Иерархические информационные
14. Суть основного тезиса формализации состоит в принципиальной возможности:
а) Представления информации на материальном носителе
б) Передачи информации от одного объекта к другому
в) Обработка информации человеком
г) Хранение информации в памяти компьютера
д) Разделение объекта и его обозначения

Структура и правила оформления таблицы

Для описания ряда объектов, обладающих одинаковыми наборами свойств, наиболее часто используются таблицы, состоящие из столбцов и строк.

Тебе хорошо известно табличное представление расписания уроков, в табличной форме представляются расписания движения автобусов, самолётов, поездов и многое другое.

Представленная в таблице информация наглядна, компактна и легко обозрима.

В таблице может содержаться информация о различных свойствах объектов, об объектах одного класса и разных классов, об отдельных объектах и группах объектов.

Правильно оформленная таблица имеет структуру:

Необходимо соблюдать следующие правила оформления таблиц.

  1. Заголовок таблицы должен давать представление о содержащейся в ней информации.
  2. Заголовки граф и строк должны быть краткими, не содержать лишних слов и, по возможности, сокращений.
  3. В таблице должны быть указаны единицы измерения. Если они общие для всей таблицы, то указываются в заголовке таблицы (либо в скобках, либо через запятую после названия). Если единицы измерения различаются, то они указываются в заголовках строк или граф.
  4. Желательно, чтобы все ячейки таблицы были заполнены. При необходимости в них заносят следующие условные обозначения:
  • \(?\) - данные неизвестны;
  • × - данные невозможны;
  • ↓ - данные должны быть взяты из вышележащей ячейки.

Для того, чтобы на основании информации, представленной в текстовой форме, составить табличную модель, необходимо:

  1. Выделить в тексте имена объектов, имена свойств объектов и значения свойств объектов;
  2. Уточнить структуру таблицы;
  3. «Заселить» таблицу, перенеся в неё информацию из текста.

При выделении в тексте имен объектов, имен свойств и их значений удобно подчеркивать их разными линиями. Договоримся подчеркивать имена объектов прямой, имена свойств - двойной, а значения свойств - пунктирной линиями.

Условно все множество таблиц можно разделить на простые и сложные .

Простые таблицы

Таблица типа «объекты-свойства» (ОС)

Таблица типа «объекты-свойства» - это таблица, содержащая информацию о свойствах отдельных объектов, принадлежащих одному классу.

Общий вид таблиц типа ОС:

Количество строк в таблице зависит от количества имеющихся объектов, а количество столбцов количества рассматриваемых свойств.

В этой таблице приведена информация о некоторых древних русских городах, хранящих уникальные памятники нашей культуры и истории и образующих всемирно известное Золотое кольцо России. Эта информация отражена в заголовке таблицы.

В таблице представлены объекты: «Владимир», «Кострома», Переславль-Залесский» и «Гусь - Хрустальный», принадлежащие классу «город». Для каждого объекта приведены значения свойств «год основания», «основатель» и «достопримечательность», выраженные числами и словами.

В маленьких таблицах (из \(3 - 4\) строк) объекты можно перечислять в произвольном порядке. Если объектов в таблице много, то располагать их надо в некотором осмысленном порядке, согласно некоторому правилу. Например, в таблице \(2.2\) города могут быть перечислены в алфавитном порядке, по возрастанию или убыванию годов их основания.

Если в таблице типа ОС свойств больше, чем объектов, то её можно «повернуть набок»: строки превратить в графы, а графы - в строки.

Таблица типа «объекты - объекты - один» - это таблица, содержащая информацию о некотором одном свойстве пар объектов, чаще всего принадлежащих разным классам.

В этой таблице головка (верхний заголовок) имеет сложную (двухъярусную) структуру.

Таблица типа ООО может быть «повёрнута на бок» строки превращены в графы, а графы - в строки.

В таблице типа ООО фиксируется одно свойство пары объектов, поэтому в её ячейках всегда содержатся значения одного типа: или числа, или слова, или графические изображения.

Сложные таблицы

Таблица типа «объекты - объекты - несколько» (ООН)

Таблица типа «объекты - объекты - несколько» - это таблица, содержащая информацию о нескольких свойствах пар объектов, принадлежащих разным классам.

Общий вид таблиц типа ООН:

В этой таблице головка (верхний заголовок) имеет трехъярусную структуру.

Перекличка студентов и выяснение причин отсутствия студентов.

знания, практические навыки.

Основные вопросы темы: - 45 мин

    Применение пакета анализа MSExcelдля статистических расчетов.

    Определение основных статистических показателей.

    Определение достоверности различий средних арифметических двух выборок.

а) зависимые (попарно связанные) выборочные совокупности;

б) независисмые выборочные совокупности.

    Корреляционный анализ.

    Регрессионный анализ.

Перерыв - 10 мин

Исследовательский метод

Самостоятельная работа студентов - 50 мин

Задания:

Практические навыки

Критерий оценки

Запустите программу Microsoft Excel 2007

Вставьте в электронные таблицы таблицу №1 на лист1 «Таблица учета рождаемости и смертности мед . статуправления » и заполните ее (как указано таблице №1).

Вычислите дисперсию, коэффициент корреляции

Интерпретируйте полученный результат (дать определение параметрам: дисперсия, коэффициент корреляции).

Вставьте в электронные таблицы таблицу №2 на лист 2 «Содержание Hb в крови» и заполните ее (как указано таблице №2).

Определите основные статистические показатели больных (используйте инструмент анализа Описательная статистика )

Интерпретируйте полученный результат (дать определение параметрам: среднее, стандартная ошибка, медиана и.т.д.)

Вставьте в электронные таблицы таблицу №3 на лист 3 «Реакция организма на введение ацетофоса » и заполните ее (как указано таблице №3).

В данном примере выбираем Двухвыборочный тест с различными дисперсиями, т.к. имеется различное количество наблюдении: для мужчин 5, для женщин – 4.

Интерпретация результатов . Средние значения холинэстеразы (83% для мужчин и61% для женщин ) довольно сильно отличаются и нулевая гипотеза о том, что разницы между группами нет (т.е. средние выборок равны между собой), отвергается. Это следует из того, что вероятность реализации нулевой гипотезы мала (р=0.014 , что меньше чем уровень значимости 0.05) и величина вероятности случайного появления анализируемых выборок (Р(Т<= t ) двухстороннее ) меньше уровня значимости (р=0.05) и расчетное значениеt -статистика больше, чемt -критическое двухстороннее (табличное), можно считать, что различия между выборками не случайные, т.е. различия достоверные.

Вывод . Организм женщины более чувствителен к действию ацетофоса, чем мужской с уровнем значимости р<0.05.

Откуда взяты эти данные (выделенные полужирным шрифтом)?

Вставьте в электронные таблицы таблицу №4 на лист 4 «Частота сердечных сокращении у мужчин и женщин » и заполните ее (как указано таблице №4).

Объясните причину выбора выборок (зависимые или независимые)

В данном примере выбираем Двухвыборочный t-тестcодинаковыми дисперсиями, т.к. количество наблюдении в выборках одинаковы

Вывод. Достоверных различий между ЧСС мужчин и женщин нет, т.к. р=0.346, что больше 0,05 и расчетное значениеt-критерия (-0,988) меньшеt-критического двухстороннего (2.228).

Откуда взяты эти данные?

Вставьте в электронные таблицы таблицу №5 на лист 5 «Частота сердечных сокращении у мужчин и женщин до и после нагрузки » и заполните ее (как указано таблице №5).

Объясните причину выбора выборок (зависимые или независимые)

В примере выбираем Парный двухвыборочный t-тест для средних, т.к. исследование проводилось в пределах одной совокупности.

Вывод. Выявлено достоверное возрастание ЧСС после физической нагрузки, т.к. р=0.000… гораздо меньше 0.05 и расчетное значениеt-критерия (-11.406) большеt-критическое двухстороннего (2,201) (знак минус не учитывается.

Откуда взяты эти данные?

Итого:

Приложение:

Таблица №1

Таблица учета рождаемости и смертности

мед . статуправления

Годы

Рождаемость

Смертность

дисперсия

коэффициент корреляции


Таблица №2


Задание №3

Изучалась реакция организма человека на введение ацетофоса. Измерялась активность холинэстеразы крови у мужчин и женщин через 2 часа после однократного введения ацетоса в дозе 2 мг/кг веса(в процентах к исходному фону). Можно ли по этим данным сделать вывод о большей чувствительности женского организма к действию ацетофоса?

Таблица №3

Реакция организма на введение ацетофоса

Задание №4

Необходимо проверить, достоверны ли различия ЧСС мужчин и женщин в рассматриваемом случае.

Таблица №4

Частота сердечных сокращении (ЧСС) у мужчин и женщин

Задание №5

Необходимо проверить, достоверны ли различия ЧСС мужчин и женщин до и после (ЧССНАГР) физической нагрузки в рассматриваемом случае.

Таблица №5

Частота сердечных сокращении (ЧСС) у мужчин и женщин до и

после (ЧССНАГР) физической нагрузки

Литература:

    Е.Н. Иванова. Microsoft Office Word 2007. Просто как дважды два. М.: Эксмо, 2007. 256 с.

    А.П. Сергеев. Самоучитель Microsoft Office 2007. М.: Изд. дом «Вильямс», 2007. 432 с.

    Microsoft Office 2007 для «чайников». Пер. с англ. М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2007. – 368 с.

Перерыв - 10 мин

После выполнения практической части работы, преподаватель проверяет правильность и последовательность действий студентов, достигли они конечного результата. Затем преподаватель проводит опрос студентов с анализом темы. Выясняет практическое его применение.

Контроль заключительного уровня знании - 20 мин

Преподаватель проводит анализ результатов практической работы студентов, выясняет осознанно ли выполнили работу. Затем преподаватель проводит опрос студентов с анализом темы.

Контроль

Вопросы:

    Для чего применяется пакет анализа?

    Как определить достоверность различия средних арифметических значений двух:

а) зависимых; б) независимых выборок?

    Какие статистические функции Excel применяются при регрессионном анализе?

Тесты: См. Сборник тестовых заданий по «Информатике», тема «MSExcel-2»

Общая оценка знаний - 5 мин

Тема 7 . База данных. Создание индивидуальных медицинских карт с помощью баз ы данных

Цель : Формирование практических умений и навыков по созданию таблиц, ввода данных в ячейки таблицы, редактирование данных, сортировке данных, отбор данных с помощью фильтра,типы связей между таблицами и способы их установки.

Задачи обучения: Ознакомление с общими принципами создания таблиц с помощью конструктора, мастера и путем ввода данных, введение и редактирование данных, проведение фильтрации. Формирование навыков создания структуры и схем базы данных,

установления типов связей между таблицами, методов установки и удаления связей.

Количество формируемых компетенций: практическиенавыки.

Основные вопросы темы: - 45 мин

    Создание базы данных (БД).

    Создание таблиц.

    Работа с таблицами (поиск и замена данных, фильтры, сортировка).

    Связь между таблицами.

    Схема данных.

    Установка и удаление связи между таблицами.

Перерыв - 10 мин

Методы обучения и преподавания: метод проекта.

Методы контроля формируемых на занятии компетенций:

    проверка результатов практических работ на ПК (студент должен выполнить индивидуаль­ное задание дляполученияопределенных навыков порешению типовых задач);

Освоение практических навыков: Решение типовых и ситуационных задач.

Задания:

Практические навыки

Критерий оценки

В папке C:\STUDENTсоздать папку под номером вашей группы.

В папке под номером вашей группы создать файл базы данных «Деканат».

Создать таблицу «Студенты» в режиме конструктора, т.е. создать таблицу путем определения имен полей, типов данных и свойств полей: ключевого поля не задавать. (Таблица №1)

Зополните таблицу «Студенты» (Таблица №2)

дополните таблицу №2 в режиме конструктора:

добавьте в таблицу №2 новое поле «Номер телефона» и определите тип данных как «числовой»;

добавьте новые записи в таблицу;

переименуйте имя поля «Место рождения» на «Адрес»;

измените формат поля «Оплата за учебу» с «евро» на «основной».

Создать таблицу «Дисциплины» в режиме конструктора, т.е. создать таблицу путем определения имен полей, типов данных и свойств полей: (Таблица №3)

Зополните таблицу «Дисциплины» (Таблица №4)

Создать межтабличные связи.

    Откройте вкладку РАБОТА С БАЗАМИ ДАННЫХ. В группе ПОКАЗАТЬ ИЛИ СКРЫТЬ щелкните по пиктограмме СХЕМА ДАННЫХ – откроется окно СХЕМА ДАННЫХ.

    Щелчком на пиктограмме ОТОБРАЗИТЬ ТАБЛИЦУ откройте окно ДОБАВЛЕНИЕ ТАБЛИЦЫ и выберите таблицы«Студенты» и «Дисциплины».

Примечание. Если в окне СХЕМА ДАННЫХ уже выбраны таблицы по умолчанию, то необходимо из окна ДОБАВЛЕНИЕ ТАБЛИЦЫ добавить только недостающуюся таблицу.

    Выделите в таблице «Студенты»Коддисциплины.

    Перетащите это поле на поле Код дисциплинытаблицы«Дисциплины»При отпускании кнопки мыши автоматический откроется диалоговое окноИзменение связей.

    Щелкните на кнопке Создать в диалоговом окнеИзменение связей. В окне схемы данных рассмотрите образовавшуюся связь

Примечание. Не устанавливайте флажокОбеспечение целостности данных: в данном упражнении это не требуется, но может препятствовать постановке учебных опытов с таблицами.

    При закрытии окнаСхема данных сохраните изменения.

По созданным таблицам произведите фильтрацию и сортировку данных.

Таблица №1

Имя поля

Типы данных

Общие (Размер поля )

Код дисциплины

Числовой

Длинное целое

ФИО студента

Текстовый

Логический

Дата рождения

Дата/Время

Краткий формат

Место рождения

Текстовый

Числовой

Название дисциплины

Текстовый

Текстовый

Оплата за учебу

Денежный


Таблица №2 « Студенты »

Код дисцип

лины

ФИО студента

Дата рождения

Место рождения

Группа

Название дисциплины

Оценка

Оплата за учебу

Аскарова Г.

Информатика

Мейрамов Н.

Садыкова Н.

Математика

Болатова Г.

Караганда

Информатика

Амиров К.

Павлодар

Насырова Ш.

Биостатистика

Кусаинова Г.

Математика

Дуйсенов Ж.

Биостатистика

Караганда

Информатика

Таблица №3


Таблица №4 « Дисциплины »

Код дисциплины

Название дисциплины

Вид контроля

Количество часов

Оценка

Информатика

Математика

Устный опрос

Письменная форма

Биостатистика

Тест/Устный опрос

Литература:

1. Сергеев А.П. Самоучитель. - Microsoft Office 2007. М.:Санкт-Петербург. Киев, 2007г.стр. 432.

Перерыв - 10 мин

Совместная работа студента с преподавателем - 25 мин

Контроль

Вопросы:

      Что такое СУБД? Каково назначение этого вида программного обеспечения?

      Каковы основные функции СУБД?

      К какому типу относится СУБД Access?

      Что такое база данных и как создать новую БД?

      Какую структуру хранения данных используют в БД?

      Какие СУБД называются реляционными?

      В чем особенность реляционной БД и как в ней описывается структура данных?

      В чем состоит удобство табличного представления информации?

      Что такое запись, поле записи? Какую информацию они содержат?

      Определите следующие понятия: имя поля, значение поля, тип поля. Какие бывают типы полей?

      Что представляет собой таблица в базе данных Accessи что она содержит?

      Как производится редактирование данных в базе данных: добавить (удалить) поле, добавить (удалить) запись, добавить новую запись в середину таблицы.

      Как изменяется порядок следования полей и имя поля?

      Как редактируются свойства полей и как задать новое ключевое поле?

      Какие действия необходимо выполнить для поиска данных?

      Дайте понятие ключа.

      Какие виды связей между объектами вам известны?

      Какая таблица считается главной, а какая подчиненной таблицей связи?

      Как выполняется поиск по значению поля?

      Как выполняется сортировка данных?

      Для чего нужен фильтр и как создается простой фильтр?

      Как отфильтровать данные по нескольким значениям?

Тесты: См. Сборник тестовых заданий по «Информатике», тема «Прикладное программное обеспечение: Работа с базами данных. (MSAccess1)»

Общая оценка знаний - 5 мин

Преподаватель анализирует по данной теме компетенций: знание, практические навыки и проводит разбор общих ошибок допущенных студентами при выполнении заданий. Затем преподаватель анализирует достижения и недостатки студента с выставлением итоговой оценки в журнал по одному параметрам (за практические навыки).

Тема 8 . База данных. Работа с индивидуальными медицинскими картами

Цель : Изучить создание и редактирование БД реляционного типа, осуществление запросов к ним (запросы на выборку, запросы с параметрами, перекрестные запросы и т.д.), форматирование слож­ных отчетов и форм.

Задачи обучения: Формирование умений разрабатывать пользовательские формы ввода данных в однотабличную и реляционную базы данных,схему данных,создавать запросы для поиска и от­бора данных, использовать различные способы запросов, применение формул и функций в арифметиче­ских выражениях, создание отчетов для вывода данных.

Организационная часть - 5 мин

Перекличка студентов и выяснение причин отсутствия студентов, кто не готов к занятию, проверка конспектов.

Количество формируемых компетенций: знание,практическиенавыки.

Основные вопросы темы: - 45 мин

  1. Создание запросов в режиме конструктора.

    Типы запросов.

    Создание сложных форм и отчетов с помощью мастера.

Перерыв - 10 мин

Методы обучения и преподавания: метод цепочки.

Методы контроля формируемых на занятии компетенций:

    тестирование проводится в компьютерной форме (студент должен ответить на «тест», содержа­щий в себе минимальные знания и навыки – основные определения, теоретические вопросы дан­ной темы);

    проверка результатов практических работ на ПК (студент должен выполнить индивидуаль­ное задание дляполученияопределенных навыков порешению типовых задач);

Самостоятельная работа студентов - 50 мин

Освоение практических навыков: Решение типовых и ситуационных задач.

Задания:

Практические навыки

Критерий оценки

Создать запрос на выборку.

Создать запрос на выборку студентов из всех групп. Результирующая таблица должна содержать также ФИО студента.

Для этого выполните следующие действия:

Запустите программу MSAccess.

Откройте файл «Деканат». Щелкните на кнопку «Office» - выберите команду «Открыть» - щелкните на имени базы данных «Деканат» в папке C:\STUDENT\НОМЕР ВАШЕЙ ГРУППЫ .

В окне «Деканат»: база данных откройте вкладку СОЗДАНИЕ. В группе ДРУГИЕ щелкните по пиктограмме КОНСТРУКТОР ЗАПРОСОВ – откроется бланк запроса по образцу. Одновременно с ним откроется диалоговое окно Добавление таблицы.

В окне Добавление таблицы выберите таблицу «Студенты» и щелкните на кнопке «Добавить». Закройте окноДобавление таблицы .

В списке полей таблицы «Студенты» выберите поля, включаемые в результирующую таблицу: Коддисциплины, ФИОстудента,Группа. Выбор производите двойными щелчками на именах полей.

Закройте бланк запроса по образцу. При закрытии запроса введите его имя – «Группа».

Чтобы запустить созданный запрос, в ОБЛАСТИ ПЕРЕХОДОВ дважды щелкните на значке запроса «Группа».

Создать запрос на выборку студентов из « Астаны » или из « Алматы »

на основе таблицы «Студенты» выберите поля, включаемые в результирующую таблицу: ФИОстудента,Место рожденияиГруппа.

Задайте условия отбора для поля Место рождения. В строке условие отбора введите «Астана orАлматы». Из таблицы будут выбираться толькостуденты из«Астаны» или «Алматы».

Примечание. Попробуйте в строке условие отбора ввести Not Астана

Закройте бланк запроса по образцу. При закрытии запроса введите его имя – «Место рождения», запустите созданный запрос.

Создать запрос на выборку : сведения про студентов кроме

« Болатова Г. »

на основе таблицы «Студенты» выберите поля, включаемые в результирующую таблицу: ФИОстудента,Группа,Дата рожденияиМесто рождения.

условие отбора введите «NotБолатова Г.». Из таблицы будут выбиратьсявсестуденты кроме«Болатовой Г.»

Закройте бланк запроса по образцу. При закрытии запроса введите его имя – «Кроме Болатовой», запустите созданный запрос.

Создать запрос на выборку студентов которые оплачивают за учебу меньше 5500 00

на основе таблицы «Студенты» выберите поля, включаемые в результирующую таблицу: ФИОстудента,Оплата за учебу.

Задайте условия отбора для поля Оплата за учебу. В строке условие отбора введите <550000. Из таблицы будут выбираться толькоте студенты которые оплачивают меньше550000.

Закройте бланк запроса по образцу. При закрытии запроса введите его имя – «Оплата», запустите созданный запрос.

Создать запрос « c параметром».

на основе таблицы «Студенты» выберите поля, включаемые в результирующую таблицу: ФИО студента, Группа, Место рождения, Оплата за учебу.

Задайте условия отбора для поля ФИО студента. В строке условие отбора введите [Введите фамилию студента]. При запуске запроса пользователь получит предложение ввести нужное значение.

Закройте бланк запроса по образцу. При закрытии запроса введите его имя – «Студенты», запустите созданный запрос.

Создать перекрестный запрос.

на основе таблицы «Студенты» выберите поля«ФИО студента», «Название дисциплины» «Оценка», из таблицы «Дисциплины» выберите поле«Вид контроля».

Закройте бланк запроса по образцу. При закрытии запроса введите его имя – «Перекрестный запрос», запуститесозданный запрос.

Создать запрос «с вычислением».

на основе таблицы «Студенты» выберите поля, включаемые в результирующую таблицу: ФИОстудента, Оплата за учебу.

Введите новое поле – Курс:[Оклад]/147в строку «поле» бланка запроса по образцу.

Закройте бланк запроса по образцу. При закрытии запроса введите его имя – «Доллар».

Создать итоговый запрос

В бланк запроса по образцу введите следующие поля: «ФИО студента», «Группа», «Название дисциплины», и «Оплата за учебу» из таблицы«Студенты» и «Оценка» из таблицы «Дисциплины».

Для поля «ФИО студента » введите сортировку по возрастанию.

Из группы ПОКАЗАТЬ ИЛИ СКРЫТЬ вкладки КОНСТРУКТОР (Работа с запросами) нажмите на пиктограмму ИТОГИ. Эта команда необходима для создания в нижней части бланка строки Групповые операции. Именно на ее базе и создаются групповые операции (значениеГруппировка) . Для остальных полей щелкните в этой строке (Группировка)– появится кнопка раскрывающего списка, из которого можно выбрать итоговую функцию для расчета значении в данном поле.

    для поля «Группа» выбрать итоговую функциюfirst.

    для поля «Оплата за учебу» выбрать итоговую функциюMAX.

Закройте бланк запроса по образцу. При закрытии запроса введите его имя - «Итог», запустите созданный запрос.

Создайте формы с помощью МАСТЕРА ФОРМ

на основе таблицы «Студенты» создайте форму вида «В один столбец» или«Табличный»

на основе таблицы «Дисциплины» создайте форму вида «Ленточный» или «Выровненный»

Создайте отчеты с помощью МАСТЕРА ОТЧЕТОВ

на основе таблицы «Студенты» создайте отчет вида «Встолбец» и «Табличный»

на основе таблицы «Дисциплины» создайте отчет вида «Выровненный»

Литература:

1. Сергеев А.П. Самоучитель. -MicrosoftOffice2007. М.:Санкт-Петербург. Киев, 2007г.стр. 432.

2. В.Я. Гельман. Медицинская информатика. Питер. 2001 г. 145-186 стр.

3. Дж.Куртер, А. Маркви.MSOffice2000.Москва. 2001г. 357-428 стр.

4. Виталий Герасевич. Компьютер для врача. Санкт-Петербург. 2002 г. 229-253 стр.

5. С.Симонович.«Информатика. Базовый курс.» 2-е издание. С.-П., 2003 г. 340-367 стр.

Перерыв - 10 мин

Совместная работа студента с преподавателем - 25 мин

После выполнения практической части работы, преподаватель проверяет правильность и последовательность действий студентов, достигли они конечного результата. Затем преподаватель проводит опрос студентов с анализом темы. Выясняет практическое его применение.

Контроль заключительного уровня знании - 20 мин

Преподаватель проводит анализ результатов практической работы студентов, выясняет осознанно ли выполнили работу. Затем студенты сдают тесты для контроля знаний.

Контроль

Вопросы:

    Что такое запрос?

    Какие виды запросов Вы знаете?

    В чем отличие между фильтрацией и запросом?

    Какие виды запросов используются?

    Как создается запрос на выборку?

    Можно ли при создании запроса указывать условия?

    Что является формой?

    Перечислите виды формы данных.

    Для чего нужны формы?

    Что такое автоформа?

    Как создается форма с помощью Мастера?

    Как можно изменить существующую форму?

    Как изменяют свойства полей формы?

    Что является отчетом?

    Назовите мастера отчетов.

Тесты: См. Сборник тестовых заданий по «Информатике», тема «Создание запросов, форм и отчетов (MSAccess2)»

- Общая оценка знаний - 5 мин

Преподаватель анализирует компетенций:знаний, практические навыки по данной теме, проводит разбор общих ошибок допущенных студентами при выполнении заданий. Затем преподаватель анализирует достижения и недостатки студента с выставлением итоговой оценки в журнал по двум параметрам (за знания и практические навыки).

Тема № 9. Сетевые технологии. Работа с и нтернет - технологиями

Цель: Изучить основы компьютерных сетей, помочь студентам понять основы концепции и принципы создания компьютерных сетей,научить проводить поиск информации.Формирование умений и навыков создания HTML-документа, вставки графических объектов в HTML-документа также, привитие студентам практических навыков по разработке Web – страниц.

Задачи обучения: Формирование понятий о сетях, предпосылок и необходимости сетевого взаимодей­ствия компьютеров, об аппаратном и программном обеспечении, глобальных и локаль­ных сетях, топологии сетей и способах передачи данных, о базовых технологиях, протоколах и стандартах локальных сетей.

Формирование умении и навыков создания HTML-документа, вставки графических объектов в HTML-документ.


Close