Последнее время среди туристов набирает популярность не просто обычный туризм со всеми условиями и удобствами, а туризм, который пропитан духом дикой природы. Для таких туристов можно предложить сделать выбор в пользу Жодино.

Как можно добраться до Жодино

Жодино далек от того, чтобы называться истинно современным городом и не странно, что в этом городке отсутствует аэропорт. Добраться до Жодино не составит труда, если Вы находитесь в столице Белоруссии, городе Минске. Для этого Вам надо будет добраться до восточного вокзала в Минске и сесть на электричку до Орша или Борисова, так как Жодино находится как раз на пути к этим городам.

В зависимости от времени, в которое Вы планируете поехать, поездка может длиться от сорока минут до полутора часа.

Электрички, которые доезжают в течении часа, отбывают от вокзала в семь сорок и девять двадцать семь утром, а также пятнадцать двадцать один днем. Вечером все электрички не приезжают раньше, чем за семьдесят минут. В процессе поездки от Минска до Жодино надо будет преодолеть 84 километра и 14 станций: Тракторный, Степянка, Озерище, Колодищи, Садовый, Городище, Слобода, Домашаны, Загорье, Смолевичи, Заречное, Красное знамя, Барсуки, Жодино-Южное. После станции Жодино-Южное будет станция Жодино, на которой и следует выходить.

Что следует посмотреть в Жодино

Конкретно, в городе мало достопримечательностей, которые могли бы увлечь туриста. Большое обилие озер и партизанских лесов делают город привлекательным для пеших прогулок, купальных процедур. Дикая природа завораживает своей красотой, к которой не прикоснулась рука человека. Благодаря развитости транспорта в этом районе, можно с легкостью осмотреться не только в городе Жодино, но и побывать в других городах Минской области, которые расположены неподалеку от него. ? Читайте специальную статью!

Сначала можно отправиться в "Хатынь". Раньше это была деревня, но в 1943 году ее сравняли с землей и с тех пор это место остается в качестве памяти о павших на войне героях. Мемориальный комплекс содержит в себе не только память о деревне Хатынь, но и об остальных деревнях, которые были подвергнуты уничтожению.

В самом городе находится фундамент уятинской церкви, а также мощеная улица, которая была выстроена во времена правления Екатерины Второй.

Также интерес Жодино может предоставить в виде старой средневековой деревни и водяной мельницы. Говорят, что город возвели вокруг этой деревни, которая была выстроена раньше.
Любители флоры могут посетить дендропарк.

Привлекательность его для туристов состоит в том, что на достаточно большой площади располагаются большие засевы деревьев и других растений, разновидность которых насчитывать более 100 видов.

Остальные достопримечательности относятся к военной эпохе и находятся не в самом городе Жодино, а на шоссе из города в другие поселки. Любители подобных вещей могут посетить такие монументы, как Дальва и Разгром, которые были воздвигнуты в память о погибших на войне людях.

Цены в магазинах и ресторанах

В последние несколько лет в городе все популярнее становятся кофейни. В Жодино эти заведения предлагают хороший выбор кофе по достаточно разумным ценам. В кофейне можно спокойно посидеть, побеседовать с друзьями или сотрудниками по работе, а также посидеть в сети интернет через Wi-fi соединение.

В случае, если Ваша цель не просто кофе попить, а еще и хорошо пообедать, то стоит пойти в кафе Жодино. В них можно заказать хорошую еду, а не просто закуски, как в кофейне. Цены - некусачие. Обычно кафе пользуются популярностью среди рабочего класса, которые заходят в них пообедать.
Рестораны в городе тоже присутствуют. Несмотря на отдаленность города от Минска, здесь можно встретить рестораны итальянской, французской, немецкой и русской кухни.

Цены в таких заведениях, как правило, выше, чем в кафе, но и обслуживание официантов на достаточно более высоком уровне.
Для любителей баров есть и такие заведения. Они продают пиво разных сортов. Есть бары с немецким, чешским пивом, английским элем. В качестве закуски могут предоставить орешки, сухарики или сушеную рыбу. В таких местах обычно собираются либо истинные любители барного пива либо фанаты футбольных клубов.

Магазинов в городе мало. Все, в основном, продуктовые. Для того, чтобы приобрести что-нибудь интересное или необычное, то следует ехать в столицу. Всего один час поездки на электричке и Вы можете купить все, что Вам необходимо.

Население Жодино

Численность людей в Жодино не превышает семидесяти тысяч человек. Население в городе - русскоязычное, так как является бывшей страной союза, а также дружественной страной Российской Федерации. Однако по национальному составу тут все достаточно ожидаемо. 88% всех жителей Жодино составляют белорусы, 8% русские, оставшиеся 4 процента приходятся на украинцев, евреев, армян и других. Надо отметить, что в городе нет никаких диаспор на национальной основе. Все люди в городе Жодино очень дружелюбные и общительные.

О климате

Климат в Жодино умеренно-континентальный, который характерен для всей Белоруссии в целом. Самым жарким месяцем является июль, где температура не переваливает за 35 градусов Цельсия, а в среднем показывает температуру в 20-25 градусов. Самым холодным является январь со средней месячной температурой минус шесть градусов Цельсия. Рекорд холода составляет -41 градус Цельсия. Что касается осадков, то их в период осень-зима достаточно много. Осень получается достаточно дождливой, а зима - снежной. Самый удачный период для поездки в Жодино - май. В этот период меньше осадков, а погода не такая душная, как летом.

Есть в славных белорусских землях небольшой городок Жодино, ну как небольшой, чуть больше 60 тысяч жителей… Расположен он на железнодорожной ветке Минск-Орша, по которой я проезжаю каждый год, когда еду погостить у своей родни. Но сидеть на одном месте мне скучно, и поэтому я каждый день стараюсь использовать с толком. На ветке расположены города Борисов, Крупки, Бобр, Толочин, Орша, и, самый близкий к Минску, не считая райцентра Смолевичи - Жодино. Я исследовал практически всю ветку, и на сегодняшний день остался только райцентр и маленький городок Бобр. Но о других городах потом, а сегодня у нас прогулка по Жодино.

Отправился с утречка, на станции взял билет в обе стороны, чтобы благополучно вернуться к ужину, и сел на электричку. Надо признать - люблю я белорусские электрички, мне в них хорошо и комфортно, в отличие от их польских собратьев. Вроде там и сиденья мягкие, но вот неудобно и все…

Станций в городе две - Жодино и Жодино Южное, а сама железная дорога разделяет город на две части. Я вышел на центральной станции и отправился исследовать юго-восточную часть города. Само здание станции, надо сказать, было чистеньким, свежеокрашенным и аккуратным, собственно, как и большинство белорусских железнодорожных станций вообще.
Первые минуты город производил впечатление большой деревни, или поселка. По сторонам улицы какие-то старые заборчики, за ними деревянные домики. По обочинам местами припаркованы видавшие виды автомобильчики и мотоциклы. Ничего особенно интересного, но идти приятно.

Вскоре я вышел к водоему, который на первый взгляд напоминал озеро. Но на деле это была река Плиса, искусственно расширенная плотиной в этом месте. Река здесь выполняет сразу две функции, выступает как охладитель для станции ТЭЦ (до 1979 года - ГРЭС) на противоположном берегу, и служит любимым местом для отдыха местных жителей.

На восточной части противоположного берега раскинулся относительно облагороженный пляж, и, надо сказать, народу в этот день там собралось довольно прилично.

Но мне больше понравилась та часть реки, где находился я. Симпатичные заросшие берега, тина на воде, старая лодка на проржавевшей цепи… и никого народу. Немного отдохнув, я отправился дальше, река, конечно, хорошо, но хотелось посмотреть город.

Проходя по улочке, я заметил, по правую руку от меня, симпатичный деревянный домик, свежевыкрашенный в желтый цвет. Дворик также был ухожен и приятен на вид. Домик оказался домом-музеем Анастасии Фоминичны Куприяновой, известной тем, что во время Второй Мировой войны она потеряла на войне пятерых сыновей, все они ушли сражаться с фашистами, и никто из них уже не вернулся домой.

В домик-музей я не заходил, но к истории о семье Куприяновых я еще чуть позже вернусь. А пока я решил постепенно перебраться в другую часть города, и свернул на север, в сторону железной дороги. И тут заметил очень интересное местечко.

Зеленая симпатичная полянка, а на ней маленькие деревянные домики, что-то наподобие ретродеревни в миниатюре. Очень приятно, когда в городке есть своя изюминка. Одной из таких изюминок можно назвать и это местечко названое «Багуслаў Поле», и пусть в крайне простой форме, но отражающее быт на белорусской земле в старину, напоминающее об истории этой земли.

В миниатюре реконструированы несколько домиков, мельница, колодец, также из дерева вырезано несколько фигур, и собачка, выглядывающая из будки. Перед воротами стоит деревянный сруб с надписью на белорусском языке: «365 год таму назад на злучыне Плісы і Жодзінкі Багуславам Радзівілам заснавана мястэчка Багуслаў Поле, якое паклала пачатак гораду Жодзіна. Ва ушанаванне той даўняй падзеі устаноўлены гэты памятны знак». За несколько лет сруб изрядно потрескался и надпись читается уже с некоторым трудом.

История города начинается с XVII века, до этого о поселении практически ничего не известно. И эта самая история неразрывно связана с именем Богуслава Радзивилла, одного из известнейших людей своего времени. Так уж получается, что куда в Беларуси не ткнись, везде так или иначе мы попадаем на того или иного представителя рода Радзивиллов, они владели землями, замками, и занимали самые высокие посты, как в Великом Княжестве Литовском, Речи Посполитой, так и в сопредельных странах.

Богуслав славился своим скверным характером и был завзятым дуэлянтом. Так однажды он даже провел один день в Бастилии, за дуэль с графом де Рье. В Париже князь бывал частенько и даже присутствовал на крещении сына короля Людовика XIII, ставшего впоследствии одним из самых известных французских монархов. Помните знаменитое: «Государство это я». Правда у нас в стране и Людовик XIV и его отец больше известен по книгам Александра Дюма и соответствующим экранизациям. Кстати Богуслав был в хороших отношениях и с другими известными нам персонажами - кардиналом Мазарини и Анной Австрийской.
Впрочем Богуслав Радзивилл и сам попал на страницы исторических романов. Так в романе Генрика Сенкевича «Потоп» его персонаж - одна из центральных фигур, правда, отрицательных.

Родился Богуслав в городе Гданьске, в 1620 году. Наверное, тут можно пару слов рассказать о его предках. Богуслав был правнуком великого гетмана литовского Николая Радзивилла, и сыном виленского каштеляна Януша Радзивилла, мать - Елизавета София Брандербургская, дочь маркграфа курфюрста Брандербурга Иоанна Георга. Также среди предков были - король Польши Казимир IV, и великие князья литовские Кейстут и Витовт. Впрочем если углубляться в родословную Радзивиллов, то можно с головой утонуть в именах, титулах, и званиях.

Так или иначе, но отца своего Богуслав не видел, Януш Радзивилл умер в том же году, в котором родился его сын. Но Богуслав стал обладателем огромного количества земель, среди которых было и имение Смолевичи, которое лежало на торговом пути из Польши в Россию. Торговля расширялась, и Богуслав решил заложить на восточной окраине своего имения новый город, который бы мог улучшить сообщение между городом Смолевичи и городом Борисовом.

Таким образом на месте непролазных дремучих лесов в 1643 году было основано поселение, первоначально получившие название в честь своего основателя - Багуслаў Поле.
В центре поселения был большой рынок, прямоугольный по форме. А от него уже во все стороны расходились улицы, одна из них, с северо-западной стороны, выходила на Борисовский тракт.

Обживаться на новом месте было не просто, надо было расчищать вырубки, выкорчовывать пни, налаживать быт, торговлю. Чтобы привлечь в поселение побольше жителей Богуслав дал местечку “слабаду”, то есть на 25 лет освободил его от податей и налогов.

Тогда и стали съезжаться в Багуслаў Поле многочисленные купцы, ремесленники, мастеровые. Поселение стало развиваться стремительно, бойко пошла торговля, строились жилые и хозяйственные дома, торговаые лавки, мельницы. На расчищенных от пней вырубках засеивались поля. Согласно описи имения Смолевичи, от 1665 года, поселение насчитывало 97 дворов. Портные, кузнецы, мельники и пекари, скорняки и точильщики - практически любое ремесло находило себе свое место и приносило прибыль и доход. И это несмотря на тяжелое для страны время (становление города как раз пришлось на время войны между Россией и Речью Посполитой, 1654-1667).

В поселении была и церковь. Учитывая то, что Богуслав Радзивилл всю жизнь оставался в лоне кальвинистической церкви следует полагать, что и церковь святого Петра в Багуслаў Поле была той же формации. Богуслав старался на корню пресекать распространение униатства (религиозное направление широко развернувшееся в Беларуси после Брестской унии 1596 года, сейчас оно известно нам под названием грекокатоличество). Если говорить о кальвинизме, то это направление протестантизма с некоторыми весьма интересными идеями. Так, например, кальвинизм не признает монашество, вполне логично считая, что оно противоречит божественному замыслу.

Сам Богуслав Радзивилл не так часто был в своем имении Смолевичи, чаще он был в своей Слуцкой резиденции, или вовсе заграницей. В последнее время будучи генерал-губернатором герцогства Пруссия вместе с женой много времени проводил в Кёнигсберге. В 1667 году его жена Мария умерла от родов, а в 1669 году, во время охоты на куропаток, завершился и земной путь Богуслава. Похоронен он был в Кафедральном соборе Кёнигсберга, и по некоторым данным, надгробная плита сохранилась в соборе до настоящего времени.

После смерти князя все имения перешли во владения его двухлетней дочери Людвике Каролине Радзивилл. Имение Смолевичи разделили на несколько частей, и часть из них сдавалось в аренду, в том числе и Багуслаў Поле. Количество дворов сократилось. В 1669 году их было - 58, в 1675 уже 53. Церковь святого Петра стала католической, но вскоре, во время Северной войны, сгорела. Другая церковь, Троицкая, изначально построенная как православная, была насильственно переведена в униатство и стала Петропавловской.


Покинув ретродеревеньку я перешел железнодорожные пути и оказался в северной части города, до центра было еще несколько далековато, и сначала мне предстояло пройти некоторое расстояние вдоль длинной белой стены за которой расположился комплекс автозавода БелАЗ. Да, именно здесь выпускаются огромные карьерные самосвалы, грузоподъемностью до 360 тонн, известные по всему миру. Но все самое интересное было спрятано за стеной.
Но и помимо завода в городе есть еще много вещей достойных нашего внимания. О них пойдет речь во второй части рассказа . Я, как и обещал, вернусь к истории о грустной судьбе Анастасии Куприяновой, потерявшей на войне своих сыновей, а также покажу несколько жодинских храмов, построенных относительно недавно, но очень даже симпатичных.

Жодино – это город в Минской области общей площадью 19 кв. км. Численность населения города по последним данным составляет более 63 тысяч человек. Жодино находится на реке Плиса в 44 км от . Этот населенный пункт – один из интересных белорусских городов: он богат необыкновенными достопримечательностями, удивительными преданиями и историями. Своим современным видом Жодино обязан знаменитому заводу БелАЗ по производству больших самосвалов.

История города Жодино

Годом основания местечка принято считать 1643 год . Его основал Богуслав Радзивилл , и с этого момента оно стало называться Богуслав Поле. До 1963 года местечко именовалось Жодин. Происхождение названия города относится к реке Жодинь, которая ранее протекала в этой местности, и в переводе означает «низинное место». Развитие городка не было очень стремительным. Только после появления в 1871 году железной дороги, на территории этой местности стало понемногу происходить движение – начали развиваться промышленность и торговля.

Достопримечательности города Жодино

Для любителей многообразного и разнопланового отдыха город Жодино – подходящее место.

Самое старинное строение этого города – православная часовня , построенная в 1864 году. Постройка связана с восстанием Калиновского. Однако главной достопримечательностью города принято считать место под названием «Богослав Поле» . Здесь на территории поляны располагаются домики из дерева, колодец и небольшая мельница. Все эти постройки выглядят так же, как и в старину. Помимо этого, на поляне есть необычные скульптуры из дерева.

В городе Жодино есть дендропарк . Найти его очень просто, он располагается прямо в центре города. Примечательность этого места в том, что на территории парка можно разыскать массу растений совсем не характерных для наших широт и климата, которые произрастают уже, по меньшей мере, 50 лет.

С недавнего времени в городе стали работать сразу четыре храма . Среди них католический костел Богоматери Фатимской 1996 года и три православные церкви:

  • Святого Петра и Павла (1991 г.),
  • Св. Михаила Архангела,
  • Богородицы «Избавительницы» (1993 г.).

Где в Жодино погулять и что посмотреть

Город Жодино – город множества памятников. Помимо самого распространенного памятника Ленину здесь есть оригинальный памятник Первому самосвалу.

В честь жительницы Жодино Куприяновой возведен памятник « », пять сыновей которой погибли на войне. В её доме-музее приезжие смогут найти множество вещей этих героев войны и подробно узнать о происходивших в то время действиях.

В Жодино находится один из необыкновенных и оригинальных музеев Беларуси – музей Автомобильного Завода . Здесь можно не только узнать технологию сбора большегрузных машин, но и увидеть самые первые модели самосвалов.

Такой многообразной программы в таком небольшом городе нет почти нигде. Посетив Жодино, вы сможете узнать много нового из истории и приятно отдохнуть душой.

Карта города Жодино со спутника показывает, что он расположен в 43 км от столицы Беларуси. Занимает около 20 квадратных километров. Из-за транзитного расположения, через Жодино проезжает большой поток людей. Известный на всю страну завод по производству БелАЗов, привлек тысячи рабочих в этот городок. Приезжающим сюда по делам или в поисках перемен понадобиться подробная карта г. Жодино. С ней легче ориентироваться и находить нужные места.

Общая схема города Жодино на карте

Город расположен на северо-востоке от Минска, и относится к центральной части Беларуси. На карте-схеме Жодино видно, что населенный пункт разделяет посередине железная дорога. Эта ветка с сообщением Москва-Минск. В центре находится ЖД вокзал, что удобно для частых поездок дизелями в столицу.

Закладывание основания города происходило в далеком 1643г. Начиналось все с небольшой деревни. С 1963г присвоен городской статус. Большой приток людей обеспечило градообразующее предприятие «БелАЗ». Она размещено в самом центре населенного пункта и к нему удобно добираться со всех концов города.

На карте Жодино по районам выделяются северная и южная часть. Деление происходит по железной дороге. Большое количество фирм и магазинов расположены в северном районе. Там же и центр города. С севера с востока Жодино окружен лесами, где удобно путешествовать и отдыхать. Через городок протекает река Плиса. Несмотря на небольшую площадь населенного пункта, желательно всегда иметь карту Жодино с улицами и домами, чтобы, независимо от цели визита, рационально использовать свое время и находить нужные объекты.

Карта Жодино с улицами, дороги, проспекты

Населенный пункт довольно компактен и имеет почти круглую форму. Карта Жодино с улицами показывает более 240 «ниточек», расходящихся в разные стороны. Главной магистралью города является пр. Ленина, который тянется с запада на север, проходя через большую часть города. С проспекта, через 25 км за городом, есть выезд на международную трассу «М1» соединяющую столицы Беларуси и России.

Ближайшие населенные пункты, в которые можно добраться, имея под рукой карту Жодино это:

  • г. Смолевичи, находящийся на юго-западной стороне;
  • г. Борисов, расположенный на северо-востоке;
  • трасса уходящая на северо-запад приведет в г. Лагойск;
  • выезд из города на юго-восточной стороне ведет к поселку Сосновый Бор.

В северную часть города уходит ул. Будаговская. Она ответвляется от пр. Ленина и ведет к большому микрорайону. К больнице можно попасть по ул. Калиновского в центральном районе. Ул. Логойская соединяет западный микрорайон с центром. За путями, с южного края, разветвляющими «артериями» являются ул. Московская и ул. Советская. Имея под рукой карту Жодино, даже встав с автобуса не в том месте, можно сориентироваться и исправить положение.

Карта Жодино и его дома, архитектура города

Карта Жодино с номерами домов особенно полезна в поиске конкретного объекта. Например, за домом №32 по пр. Ленина находится Ботанический парк Института Земледелия. Именно в нем расположен монумент «Матери-патриотке», провожающей на войну парней, который норовят показать местные жители своим гостям. Сам сад богат мощеными дорожками и высокими березами, среди которых можно пройтись и поразмышлять.

Архитектура города довольно новая, учитывая послевоенное создание большинства построек. Многие здания Сталинского и Хрущевского периода. Современное развитие Жодино получил за счет возведения многоэтажек в новых микрорайонах в западной и северной частях города.

Напротив дома №35 по ул. 40 лет Октября, стоит известный памятник ранней версии автомобиля «БелАЗ». На большом постаменте прикреплен внушительный самосвал, передающий мощь и выносливость этих машин.

На карте Жодино с домами можно найти Краеведческий музей, расположенный по адресу ул. Куприяновой 15. Это старинная часть города. В музее представлены быт, одежда и ремесленное оборудование ранних поселенцев этого древнего населенного пункта.

Городская экономика и промышленность

Яндекс карты Жодино выделяют два крупнейших предприятия города. Первое, расположено по адресу ул. 40 лет Октября 4 и это ОАО «БелАЗ». Известные всем машины с огромными колесами, способные возить до 450 тонн груза. Их применяют на карьерных работах по всей Евразии. Предприятие имеет служебные входя для рабочих, которых более 9000 человек, и со стороны пр. Ленина, но главным адресом служит по ул. 40 лет Октября 4. По карте, недалеко, можно найти заводские общежития, расположенные на пр. Мира.

Второе, крупное предприятие Жодино, - это ОАО «Свитанок». На карте его можно найти в юго-западной части города, по адресу ул. 8 Марта 1. Трикотажная фабрика выпускает мужское и женское белье, футболки, рубашки. Продукция производится как на взрослых, так и на детей. Ежегодно изготавливается более 18 млн экземпляров товаров. С подробной картой Жодино можно побывать в гораздо большем количестве мест и все успеть.

Город, Минская обл., Беларусь. Известен с XVII в. как с. Жоди но; название от фамилии Жодин. С 1963 г. город Жодино. Географические названия мира: Топонимический словарь. М: АСТ. Поспелов Е.М. 2001. Жодино … Географическая энциклопедия

Город (с 1963) в Белоруссии, Минская обл. Железнодорожная станция. 56 тыс. жителей (1991). Белорусский автомобильный завод (производство самосвалов большой грузоподъемности, Белазы); кузнечный завод тяжелых штамповок и др.; предприятия легкой,… … Большой Энциклопедический словарь

Сущ., кол во синонимов: 1 город (2765) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Город (с 1963) в Белоруссии. Железнодорожная станция. 56 тыс. жителей (1991). Белорусский автомобильный завод (производство самосвалов большой грузоподъёмности БелАЗ); кузнечный завод тяжёлых штамповок и др.; предприятия лёгкой, стройматериалов… … Энциклопедический словарь

Жодино - Sp Žòdzina Ap Жодзіна/Zhodzina baltarusiškai (gudiškai) Ap Жодино/Zhodino rusiškai L C Baltarusija … Pasaulio vietovardžiai. Internetinė duomenų bazė

Жодино - город, Минская обл., Беларусь. Известен с XVII в. как с. Жоди но; название от фамилии Жодин. С 1963 г. город Жодино … Топонимический словарь

Город (до 1963 поселок городского типа) в Минской области БССР, в 50 км к В. от Минска. Ж. д. станция (на линии Минск Орша). 22 тыс. жителей (1970). Белорусский автомобильный завод. Смолевичская ГРЭС. Вечерний общетехнический факультет… … Большая советская энциклопедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Торпедо. Стадион «Торпедо» (Жодино) Местоположение … Википедия

ФК Торпедо Жодино Прозвища автозаводцы Основан 1961 Стадион «Торпедо», Жодино … Википедия

Кубковый футбольный турнир, проводившийся белорусскими футбольными командами с 1936 по 1991 год параллельно с розыгрышами чемпионатов Белорусской ССР. Победители и финалисты Победитель Счёт Финалист 1936 Динамо (Минск) 3 1 Спартак (Минск) 1939… … Википедия

Книги

  • Практикум по автомобилю , В. П. Беспалько, М. И. Ерецкий, З. В. Розен. Автомобильная промышленность нашей страны была создана лишь после победы Великой Октябрьской социалистической революции. Благодаря постоянной заботе Коммунистической партии, Советского…
  • Структурно-функциональная организация ландшафтно-рекреационного комплекса в городах Беларуси , Л. А. Кравчук. В монографии обобщены результаты многолетних исследований ландшафтно-рекреационного комплекса в городах Беларуси. Проведен анализ нормативной правовой и методической базы отечественного и…

Close